садко
// slavic folklore. много лет, как и всем навским, выглядит на 25; гусляр и купец в нави, музыкант и кретин в яви; павел табаков.
она посмеивается, жалеет, просит: «струны только не рви».
он свою смерть, как кощей, совсем не прячет. наоборот, носит в руках, порою хвастаясь, обнимает за гриф и не расстается. носит не крестом, а великим даром, носит на плече потертым чехлом. из нави с собою богатств не брал, руки дрожали, сердце билось бешено, когда сундуки захлопывались, но садко никогда не спорил со злым роком. не из золота была его дорога, оно только ко дну тащило, слепило глаза, обещало гибель. ему, дураку, так хотелось взять все с собой, но смелости врать судьбе не хватило. умный ведь потащит с собой не рыбу, а удочку.
садко - это песни.
в голове бардак, но по нотам - гармония.
всегда его единственная слабость и сила, потому что ничего другого не умеет. потому что переборы, аккорды убери, и для других ничего не значит. садко не про войну и смерть на передовой; когда проливается кровь, ему страшно. когда навские гибнут - больно. садко для безутешных играет: коли слезы лить не можешь, слушай, как по струнам их пустит. садко для них всех, наглотавшихся гари, перевязанных лоскутами, богом забытых на фронте всякой войны, был и будет таблеткой от страха и боли, потому что песни его про то, что самой смерти сильнее.
он берет с собой гусли - те, что под воду с ним шли; но знает, что явь давным давно про другое. хранит их, прячет, пускай и безделушка теперь, но дорога сердцу как обломок сгоревшего дома, как портрет любимой в медальоне. его явская спутница работает почти так же, только струны труднее рвутся. садко там, откуда и начинал: пустые карманы и ни единой дороги перед глазами. явь для него слишком быстрая, и музыка в ней - это болото, где ради сокровища нужно нырять с головой в бесконечную грязь, и ему приходится тонуть, чтобы за радиоволнами поспевать.
ему не привыкать быть гонимым и неуслышанным, садко знает: будешь браться за все - ничего не получишь. хитрецам в яви легче. садко много обещает, потому что верит в предназначение свое. верит в то, что беды ждут лишь тех, кто другим желает зла, а он своей спесью лишь самому себе яму роет. гордый, даже когда безликой тенью в переходе станции играет то, что заставляет лишь стариков замедлить шаг да бросить пару десячков в грязный чехол гитары. монетки юбилейные, он разглядывает из любопытства: на одном елец, в нем он войну помнит, на другом - великий новгород, в нем - дом.
гордый, даже когда явскую музыку ломает и гнет, как хочет, на гостинке вокруг себя толпу собирая, поющую вместе с ним невпопад, но глаз не отрывающую. невский рядом гудит и ползет, а возле садко люди останавливаются. чужими восторгами наедается досыта, на эту иглу - любви и аплодисментов - подсаживается, сам того не видя.
к садко тянутся. слова его честные, разговоры - уютные, объятия - крепкие. в драках только разнимает и хоть по лицу бей, только гитару не трогай. печется лишь о ней одной, за себя не волнуется. голос пропал? не впервой, простыл, нечего было в неве холодной купаться, там под водой никого больше нет.
садко - тоска по прошлому и надежда на будущее.
явь соткана из слабостей, а он не умеет их обходить.
умеет их воспевать. его игра теперь в коридорах коммуналки под смесь дешевых шампанских и водки, в дымных барах, где после него другая, мертвая музыка, на балконах панельных свечек, где стены все еще пахнут штукатуркой.
он прислушивается к пьяным россказням за общим столом на кухне и не торопится с выводами. нет для него черного и белого, есть причины и следствия, а между ними поступки, за которые пусть судит бог. знает лишь то, что самого себя не обманешь, сколько другим не лги. едва полученные деньги, разбазаривает за мгновение, чтобы счастливы были люди рядом, а он - с того, что счастливы они, и ни о чем не жалеет. пусть реки и песни льются, он их ход не будет прерывать, он - внутри течения.
нужда иногда заставляет его ввязываться в авантюры, у него теперь много историй про кровь на чужих лицах и девичьи слезы, про погубленных и спасенных, и всем этим сказкам он аккомпанемент то фоновым шумом, то главной нотой. он влюблен в идею о том, что пока будет собой, пока будет играть, то не сгинет как дом.
садко знает кое-что про бессмертие: для этого нужно стать музыкой.
у дока едва заметная странная улыбка, когда он провожает сутулую спину взглядом. у кида в голове не укладывается, как вообще в текущих обстоятельствах у кого-то на лице может родиться улыбка, даже невольно, даже нелепо. он не помнит свое лицо, выражающим что-то, кроме осознанной пустоты или тщательно скрываемой растерянности. когда тишина замирает, док оборачивается к киду, все еще делая вид, что что-то особенное знает.
- он думает, что я посылаю вас вместе, чтобы он присматривал за тобой, - за солнцезащитными очками глаз, в которых то ли сарказм, то ли черт знает что еще, не разобрать; кид впервые задумывается о том, что это элементарный и хороший способ маскировки, - но все в точности до наоборот. приглядывай за ним, ладно?
кид не тороплив в принятии решений. проходит несколько секунд, прежде чем он осознает и кивает. он понял и принял это давно, но теперь все оголено, обнажено до предела. раскаленная земля и открытые переломы, которые никто не будет лечить, кроме времени. сколько его у нас? брат - это крест, который у кида на недостаточно крепких плечах. спасением и проклятием, но он всегда рядом. где-то там впереди, убежав, уже, наверняка, поднимает пыль и полосует тишину лезвием на своей глотке. кид уходит его догонять; в спину младшего из братьев док уже ничуть не улыбается.
ожидание смерти пугает больше, чем сам факт смерти. если бы док сказал что-то вроде поезжайте по вот вам, координаты, и спустя два дня словите пулю в лоб, то кид с присущим ему смирением спокойно бы дождался развязки своей истории и слова бы не сказал против. он не философствует и сейчас, но неизвестность, томительное ожидание почти мистического чего-то кусает за пятки, словно холодные воды прилива, как бы быстро они не убегали.
кид много смотрит по сторонам, «кида» недостаточно. он просто был младшим в компании тех выброшенных на берег взрывной волной; по крайней мере выглядел таковым, даты рождения и полные имена не с чем было сличать. их нужно было уничтожать. док говорил, что скоро в их жизнь войдут радиочастоты, а они признают только крутых парней, понял? им нужен кто-то, кто знает, что делать; ты не нужен им.
скрежет пластмассовой оправы, словно сломанного хребта какой-то маленькой глупой птицы. в зонах мало птиц. кид помнит его до одури четко, хруст где-то совсем рядом, и, задалбливаясь терзаться в сомнениях и беспокойствах, иногда он ловит себя на мысли, что все было бы вполне терпимо, будь у него очки. их будущее так же размыто вдали, как бесконечно пустынный пейзаж у него перед глазами. остается надеяться, что брат видит его хоть немного четче. красочнее.
как устроены заправки кид усвоил хорошо. сперва он находит, где стоит радио, затем - лезет в подсобку, чтобы найти там матрас и вытащить его в центр торгового зала. закрыть окна на случай бурь, проверить все возможные выходы, включая тот, что ведет на крышу. заброшенные места выглядят как чучела животных, но они далеко не те, кто своим визит вселяет в них новую жизнь. они скорее мародеры, что тревожат память чьей-то смерти, издеваясь над ней.
в рюкзаке, который пихнули брату, есть немного еды, но с явным расчетом на то, что вы, ребята, разберетесь там, на месте, сами, где и что искать. кид не знает, до какого захода солнца ему считать. просто когда-нибудь за ними вернутся, если, конечно, док и его друзья не взлетели на воздух, например, восемь секунд назад, пока здесь, в параллельной смерти зоне, те двое, братья, (помнишь?) хлопали ящиками на ржавых петлях. кид устал от песка на зубах. устал слушать, как все желают им удачи.
удачи нет. бога тем более. герои, в которых они верили, мертвы.все наши герои мертвы.
горечь потерь она там, в ядовитой крови брата.
кид перетаскивает матрас на затемненную сторону помещения. ткань грязной пыльной обивки почему-то прохладная наощупь. круче этого может быть только глоток ледяной чистой воды, которой они не увидят больше никогда. он просто ложится, секунду радуясь соприкосновению кожи с чем-то, что менее горячее, чем раскаленное на сковородке масло. кид тоже ощущает себя примерно чучелом самого бесполезного животного на земле. солнце сосет из тебя все силы.им поручена самая сложная миссия во всей этой блядской пустыне.
ждать.